Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Воскресная проповедь Печать

20240428 084522

28 апреля 2024 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Ин. 12:1-18).  

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В сегодняшней вести мы слышим живое свидетельство апостола и евангелиста Иоанна Богослова о тех знаковых событиях, которым он сам являлся свидетелем. Мы также знаем, что Иоанн Богослов был самым молодым учеником Спасителя и мирно отошёл в мир отцов наших в возрасте 105 лет. Не склонный к мирской жизни он удалялся от мира и навсегда оставался девственником. Именно ему Господь дал узреть в небесном видении чудесное откровение о судьбе Церкви Христовой в последних временах, какое дошло да нас в книге Апокалипсис, что значит «Откровение». Эту пророческую книгу Нового Завета он написал на острове Патмос, будучи сосланным туда за своё свидетельство о Иисусе Христе.

Не думайте, что апостол прожил 105 лет легко и просто. Ничего подобного. Он перенёс массу трудностей, искушений и даже телесной боли от волхва Кинопса. Безумный волхв направил на него толпу народа, и она в ярости накинулась на апостола. Без всякого милосердия били его до тех пор, пока не сочли его совсем умершим. С Божией помощью Богослов переносил всякие вражеские искушения и по силе преодолевал их. Являясь свидетелем земной жизни Иисуса, он по просьбе Ефесских соучеников и епископов пишет Благую весть – Евангелие, которое мы сегодня услышали: «Прежде шести дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых» (Ин. 12:1).

Pravilnaya-vera24 c48f356c24

В этом небольшом селении Иисусу приготовили вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним: «Мария, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием» (Ин. 12:3). Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, сказал: почему бы и не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:6).В достопамятные времена драгоценное миро сохранялось в хорошо запаянных и крепко запечатанных сосудах, а разбив его, сохранить содержимое уже не представлялось возможным.

В этой связи, Иуда сказал так по той причине, что увидел упущенную возможность обогатиться за счёт продажи мира, украв часть вырученных средств. Конечно же это был только предлог и не о каких нищих он не беспокоился. Мы слышим как народ говорит, что вместо благолепных храмов нужно строить больницы или детские дома. Думаю, будет лучшим, когда мать не за что не оставит своих детей на попечение других, но сама будет верна своему материнскому призванию. Естественно, нам нужны и больницы и клиники, однако каждый должен заниматься своим призванием. Священник должен созидать храм, а главный врач сохранять больницу и делать всё для того, чтобы многопрофильное лечебное учреждение оказывало достойную помощь всем нуждающимся в этом вспоможении.

Теперь возникает вопрос, а почему Господь допустил Иуду вора, ходить рядом с Ним? Зная его пагубную наклонность, Спаситель подаёт ему возможность через педагогическую меру такого доверия, которая бы вспомоществовала исправлению этого человека. Но сердце Иуды оказалось не открытым к Богу, и увы он проявил себя безнадёжным. Впрочем, прикровенно Господь упрекает Иуду в том, что он предаст Его на смерть по любостяжанию. Но сейчас Иисус сказал: «оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12:7-8). Многие из Иудеев узнали, что Он в Вифании, и пришли не только ради Иисуса, но увидеть и Лазаря, которого Христос воскресил из мертвых.

На другой день множество народу пришло на праздник Пасхи, и услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:12-13). А Иисус въезжает на молодом осле: «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин. 12:15). Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему. «Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се. Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф. 21:4).

Более склонные к вере и охваченные совершённым чудом жители городов взяли в свои руки пальмовые ветви финиковых дерев, и встречали победителя смерти живым знамением из этих ветвей как символ жизни вечной. Они, прославляя Спасителя в ликовании восторгов кричали «Осанна», это Тот, Кто подаёт жизнь, так как достойная весть о воскресшем Лазаре разлетелась уже по всей Иудеи. Но в словах «Осанна» уже был слышен отголосок «Распни, распни Его», как же изменчив этот мир. А духовные вожди народа, первосвященники, положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. Кажется, вожди народа теряют ум и возбуждаемые завистью заботились только об убийстве, думая, что вместе с умершим они уничтожат и силу чудесного деяния.

Каждому человеку Господь даёт возможность в разум Истины прийти, приглашая его при зачатии в жизнь. По слову митрополита Антония Сурожского, Бог наделяет человека вечностью и возможность жить перед лицом Божиим изо дня в день. Не спасается только ленивец, тот, кто не хочет спастись. Даже дети, находящиеся в храме и питавшиеся от сосцов матерей восклицали: «Осанна Сыну Давидову» (Мф. 21:15). Некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети им. Но он сказал им в ответ: «разве вы никогда не читали: из уст младенец и сущих совершил еси хвалу» (Пс. 8:3). И оставил их, вышел из города Иерусалима и удалился в Вифанию и провёл там ночь.

Аминь.

sca22le 44

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 41 зач., XII, 1-18.

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.